1.3.3 Мониторинг № 1-Воспитание

Согласно распоряжению Минкультуры России от 05.11.2020 № Р-1458 органами исполнительной власти субъектов в расчете компоненты учитывается число грантов и стипендий, предоставленных за счет средств регионального бюджета.

Учитываются гранты и стипендии физическим лицам – молодым авторам и исполнителям, проявившим гражданскую инициативу в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, а также ведущими деятельность по созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (см. ответ на вопрос: «Какие мероприятия можно считать направленными на сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных ценностей?»).

Напоминаем, что, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», «молодежь, молодые граждане – это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации».

Учитываются в том числе гранты и стипендии, которые выплачиваются за счет средств нескольких бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (например, на условиях софинансирования) с участием средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляющего сведения в АИС «Статистика».

Значение показателя числа грантов и стипендий молодым авторам и исполнителям вносится в АИС «Статистика» в месяц принятия решения о предоставлении гранта, вручения стипендии (утверждения соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта). То есть, если соответствующее решение принято в сентябре отчетного года, то число выданных грантов / стипендий указывается в отчете за сентябрь.

Суммарное значение за год должно равняться числу выданных грантов / стипендий в течение года. Если решение о вручении стипендии принято в январе, а стипендия выплачивается в течение 12 месяцев, то данные в АИС «Статистика» заносятся только в отчете за январь. Аналогичным образом указывается число выданных грантов молодым исполнителям.

Внесение сведений в ежемесячные отчеты по данному показателю нарастающим итогом недопустимо.

Согласно распоряжению Минкультуры России от 05.11.2020 № Р-1458 органами исполнительной власти субъектов в расчете компоненты учитывается число проектов некоммерческих организаций, поддержанных за счет средств региональных бюджетов.

Таким образом, при формировании значения учитываются проекты некоммерческих организаций (в том числе негосударственных некоммерческих организаций), получивших гранты (гранты в форме субсидий) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по направлениям деятельности, связанным с сохранением и развитием духовно-нравственных и культурных ценностей (см. ответ на вопрос: «Какие мероприятия можно считать направленными на сохранение и развитие духовно-нравственных и культурных ценностей?»).

Если одна некоммерческая организация получила два и более гранта в течение отчетного года, то учитываются все ее проекты по соответствующему направлению. Обращаем внимание, что при определении значения показателя не учитываются гранты региональных некоммерческих организаций, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации при поддержке Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры и т.п., а также проекты соответствующей тематики государственных и муниципальных учреждений культуры (иных организаций), проведенных с участием некоммерческих организаций.

Данные о количестве реализуемых проектов, независимо от сроков их реализации, вносятся в АИС «Статистика» в отчет за месяц, в который грантодателем принято решение о предоставлении гранта. Внесение сведений в ежемесячные отчеты по данному показателю нарастающим итогом недопустимо, также недопустимо внесение сведений об одном проекте более чем один раз в течение всего периода его реализации.

Согласно распоряжению Минкультуры России от 05.11.2020 № Р-1458, органами исполнительной власти субъектов в расчете компоненты учитывается число посетителей мероприятий некоммерческих организаций, поддержанных за счет средств региональных бюджетов.

 
Таким образом, при формировании значения учитываются посетители мероприятий некоммерческих организаций (в том числе негосударственных некоммерческих организаций), получивших гранты (гранты в форме субсидий) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по направлениям деятельности, связанным с сохранением и развитием духовно-нравственных и культурных ценностей.

 
Не учитываются посетители мероприятий региональных некоммерческих организаций, проведенных при поддержке Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, Российского фонда культуры и т.п., а также мероприятия соответствующей тематики государственных и муниципальных учреждений культуры (иных организаций), проведенных с участием некоммерческих организаций.

Задача укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов России решается путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, литературы как основы национальной идентичности, на сохранение национальных культурных традиций, промыслов и ремесел, а также раскрывается в комплексе мер по созданию широкого доступа к культурным благам и повышению качества жизни каждого человека.

В основе задачи лежат следующие понятия:

«духовно-нравственные ценности» - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;

«гражданская идентичность» - это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан государства на общекультурной основе («Паспорт национального проекта "Культура"» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, определено, что к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.

Мероприятия по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечиваются путем решения следующих задач:

1) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;

2) защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории;

3) укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян;

4) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;

5) развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству;

6) поддержка общественных проектов, направленных на патриотическое воспитание граждан, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации;

7) укрепление культурного суверенитета Российской Федерации и сохранение ее единого культурного пространства;

8) сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путем доработки учебных программ образовательных организаций;

9) духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах, развитие коллективных начал российского общества, поддержка социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения;

10) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму;

11) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции, оказание услуг, направленных на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;

12) защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением норм современного русского литературного языка, пресечение публичного исполнения, распространения через средства массовой информации продукции, в которой содержатся слова и выражения, не соответствующие указанным нормам (в том числе нецензурная лексика);

13) защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни;

14) повышение роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве.

Согласно распоряжению Минкультуры России от 05.11.2020 № Р-1458, органами исполнительной власти субъектов в расчете компоненты учитывается число посетителей мероприятий, поддержанных за счет средств региональных бюджетов.

Учитываются посетители мероприятий, проведенных в рамках творческих проектов в области музыкального, театрального и изобразительного искусства при поддержке средств бюджета субъекта Российской Федерации и имеющих статус «всероссийский», «международный» и «межрегиональный».

Обращаем внимание, что при формировании компоненты не учитываются посетители мероприятий соответствующей тематики и уровня, проводимые на федеральные грантовые средства на территории субъекта Российской Федерации.

Данные по компонентам индекса не должны дублировать друг друга. Сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны дублировать данные федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих гранты (гранты в форме субсидий) на проведение мероприятий на территориях регионов.